Как провести бесшовную миграцию с зарубежной на отечественную BI-платформу: кейс компании «Генериум»
О компании
«Генериум» — крупнейший российский разработчик и производитель инновационных лекарственных препаратов. Компания объединяет научно-исследовательский институт мирового уровня, центр управления доклиническими и клиническими исследованиями и высокотехнологичное производство. «Генериум» — лидер орфанного сегмента российских биотехнологий, а также пионер в области биомедицинских клеточных продуктов в России. В настоящее время в R&D-парке компании, объединяющем ученых мирового уровня, ведется разработка около 30 новых лекарственных препаратов.
Предпосылки проекта
Еще несколько лет назад иностранные BI-платформы занимали до 70% российского рынка. Крупные компании предпочитали пользоваться проверенными решениями западных вендоров. Однако после того как западные компании приостановили работу на российском рынке, для промышленных предприятий стала очевидной необходимость перехода на отечественные BI-платформы. Правда, выбрать подходящее решение было довольно сложно: долгое время российские BI-игроки развивались в тени западных коллег, и было нелегко найти ИТ-продукты, которые хотя бы отчасти повторяли функционал популярных иностранных BI-решений и при этом были сопоставимы с ними по надежности и стабильности работы.
В 2023 году благодаря «СберАналитике» компания узнала о платформе BI и визуализации данных «Навигатор», правообладателем которой является Сбер. При знакомстве с платформой заказчику стало понятно, что по сравнению с другими продуктами она наиболее полно закрывает тот функционал, который ранее предоставлял западный производитель. С учетом потребности в достаточно большом объеме лицензий — 1000 штук — вопрос цены был не последним, и здесь «Навигатор» показал себя как вполне конкурентоспособное решение.
Были достигнуты договоренности о техническом тестировании BI-системы на реальных данных «Генериума» с активной доработкой решения. По словам Дмитрия Соколова, такой подход оказался продуктивным для обеих сторон: компания глубже познакомилась с «Навигатором» и открыла в нем для себя много плюсов, а команда разработки продукта смогла еще лучше адаптировать продукт для внешнего рынка. Команда «СберАналитики» более шести лет занимается разработкой аналитических продуктов на основе больших данных и все это время взаимодействует с предприятиями по всей России, начиная со среднего бизнеса и заканчивая крупнейшими холдингами и госкорпорациями. Сотрудничество позволяет видеть запросы рынка, учитывать отраслевую специфику ведения бизнеса, а значит, улучшать и дополнять собственные решения. Такую обратную связь получают и создатели «Навигатора», которые на основе полученных данных развивают BI-платформу и делают ее более удобной и привлекательной для заказчиков.
Реализация проекта
С начала 2024 года в «Генериуме» стартовал процесс миграции с продукта западного BI-производителя на платформу BI и визуализации данных «Навигатор». В первую очередь на новую систему перешли финансовый отдел, подразделение закупок и логистики, HR-департамент: сотрудники и руководители именно этих отделов активнее всего пользуются бизнес-аналитикой.
Процесс перехода также дал повод пересмотреть актуальность тех отчетов, которые использовались в предыдущей BI-системе. В некоторых случаях было принято решение отказаться от старых дашбордов и сформировать в «Навигаторе» новые, с расширенными параметрами.
Также хочу подчеркнуть клиентоориентированность команды „СберАналитики“. Во время тестирования мы находили моменты, которые были для нас неудобны, просили их исправить, и все было сделано без лишних возражений и в очень сжатые сроки. К сожалению, такой подход встречается пока далеко не у всех российских вендоров».
Результаты и планы на будущее
После полугода активного использования платформы BI и визуализации данных от Сбера представители ИТ-департамента «Генериума» констатируют: компании удалось успешно импортозаместить иностранную BI-платформу и при этом сохранить весь привычный для пользователей функционал.
В ближайших планах компании — продолжить реализацию тех проектов, которые велись в прежней BI-системе, но были заморожены после ухода вендора с рынка. Это, в частности, разработка новой системы аналитических отчетов для HR-департамента, внедрение управления отклонений с автоматическим отслеживанием выполнения плана или прогноза по определенным направлениям. Также «Генериум» планирует установить платформу «Навигатор» на своих дочерних предприятиях. Это позволит отслеживать динамику ключевых показателей дочерних компаний и оперативно реагировать на отклонения, а также перейти от устаревших методов ведения аналитики (например, в табличках Excel) к современным BI-инструментам, экономящим время сотрудников и позволяющим извлечь ценные инсайты для роста компании из огромного массива данных.