После ухода западных вендоров из России перед многими предприятиями встал вопрос импортозамещения, в том числе в сфере BI-аналитики. Особенно непросто подобрать замену иностранным продуктам организациям с высоким уровнем зрелости бизнес-процессов

О компании

«Генериум» — крупнейший российский разработчик и производитель инновационных лекарственных препаратов. Компания объединяет научно-исследовательский институт мирового уровня, центр управления доклиническими и клиническими исследованиями и высокотехнологичное производство. «Генериум» — лидер орфанного сегмента российских биотехнологий, а также пионер в области биомедицинских клеточных продуктов в России. В настоящее время в R&D-парке компании, объединяющем ученых мирового уровня, ведется разработка около 30 новых лекарственных препаратов.

Предпосылки проекта

Еще несколько лет назад иностранные BI-платформы занимали до 70% российского рынка. Крупные компании предпочитали пользоваться проверенными решениями западных вендоров. Однако после того как западные компании приостановили работу на российском рынке, для промышленных предприятий стала очевидной необходимость перехода на отечественные BI-платформы. Правда, выбрать подходящее решение было довольно сложно: долгое время российские BI-игроки развивались в тени западных коллег, и было нелегко найти ИТ-продукты, которые хотя бы отчасти повторяли функционал популярных иностранных BI-решений и при этом были сопоставимы с ними по надежности и стабильности работы.

Михаил Ратинский
Михаил Ратинский
старший управляющий директор — директор департамента учета и отчетности Сбербанка
«Опыт Сбера по созданию платформы BI и визуализации данных „Навигатор“ можно назвать уникальным для российского рынка. Над этим продуктом мы начали работать в 2018 году, задолго до того, как тренд на импортозамещение стал массовым. Основная идея „Навигатора“ — дать топ-менеджерам возможность видеть аналитику в любой момент времени с любого устройства. В итоге сегодня с точки зрения зрелости решения „Навигатор“ может с успехом конкурировать с лучшими мировыми аналогами. Летом прошлого года мы вывели продукт на внешний рынок и сейчас им успешно пользуются десятки компаний».
Дмитрий Соколов
Дмитрий Соколов
IT-директор компании «Генериум»
«В нашей компании импортозамещение началось даже несколько раньше 2022 года: я пришел в биотех-индустрию из энергетики, которая с 2014 года жила в условиях санкций, и хорошо понимал, к чему все идет. Поэтому с точки зрения импортозамещения оборудования, некоторых ИТ-решений мы смогли подготовиться заблаговременно. Однако вопрос с заменой BI-платформы (для бизнес-аналитики в „Генериуме“ использовался продукт одного из лидеров западных производителей BI-систем) был долгое время открыт. Мы внимательно смотрели на рынок, изучали имеющиеся российские решения, но не находили того, что нам было нужно: все отечественные аналоги на тот момент были довольно „сырыми“ или работали нестабильно».

В 2023 году благодаря «СберАналитике» компания узнала о платформе BI и визуализации данных «Навигатор», правообладателем которой является Сбер. При знакомстве с платформой заказчику стало понятно, что по сравнению с другими продуктами она наиболее полно закрывает тот функционал, который ранее предоставлял западный производитель. С учетом потребности в достаточно большом объеме лицензий — 1000 штук — вопрос цены был не последним, и здесь «Навигатор» показал себя как вполне конкурентоспособное решение.

Были достигнуты договоренности о техническом тестировании BI-системы на реальных данных «Генериума» с активной доработкой решения. По словам Дмитрия Соколова, такой подход оказался продуктивным для обеих сторон: компания глубже познакомилась с «Навигатором» и открыла в нем для себя много плюсов, а команда разработки продукта смогла еще лучше адаптировать продукт для внешнего рынка. Команда «СберАналитики» более шести лет занимается разработкой аналитических продуктов на основе больших данных и все это время взаимодействует с предприятиями по всей России, начиная со среднего бизнеса и заканчивая крупнейшими холдингами и госкорпорациями. Сотрудничество позволяет видеть запросы рынка, учитывать отраслевую специфику ведения бизнеса, а значит, улучшать и дополнять собственные решения. Такую обратную связь получают и создатели «Навигатора», которые на основе полученных данных развивают BI-платформу и делают ее более удобной и привлекательной для заказчиков.

Реализация проекта

С начала 2024 года в «Генериуме» стартовал процесс миграции с продукта западного BI-производителя на платформу BI и визуализации данных «Навигатор». В первую очередь на новую систему перешли финансовый отдел, подразделение закупок и логистики, HR-департамент: сотрудники и руководители именно этих отделов активнее всего пользуются бизнес-аналитикой.

Иван Бондарев
Иван Бондарев
Генеральный директор ООО «Софтвей» (ИТ-партнера компании «Генериум»)
«В качестве ИТ-разработчика мы сначала участвовали во внедрении в „Генериуме“ западного BI-решения, а несколько лет спустя совместно с интегратором «Рубикон-ИТ», нашим давним ИТ-партнером, — в миграции на отечественную платформу „Навигатор“. По своему опыту знаю, что этот процесс практически никогда не обходится без сложностей. Но в данном случае их было минимальное количество, поэтому можно сказать, что переход на отечественную BI-платформу „Навигатор“ прошел практически бесшовно, без каких-либо сложностей».

Процесс перехода также дал повод пересмотреть актуальность тех отчетов, которые использовались в предыдущей BI-системе. В некоторых случаях было принято решение отказаться от старых дашбордов и сформировать в «Навигаторе» новые, с расширенными параметрами.

Дмитрий Соколов
Дмитрий Соколов
IT-директор компании «Генериум»
«Среди главных преимуществ „Навигатора“ я бы назвал в первую очередь хорошую визуализацию, а также удобный интерфейс. Пользователи моментально привыкли к новой системе, настолько в ней все интуитивно понятно, и ее функционал позволяет одинаково комфортно работать с данными сразу в нескольких каналах.

Также хочу подчеркнуть клиентоориентированность команды „СберАналитики“. Во время тестирования мы находили моменты, которые были для нас неудобны, просили их исправить, и все было сделано без лишних возражений и в очень сжатые сроки. К сожалению, такой подход встречается пока далеко не у всех российских вендоров».

Результаты и планы на будущее

После полугода активного использования платформы BI и визуализации данных от Сбера представители ИТ-департамента «Генериума» констатируют: компании удалось успешно импортозаместить иностранную BI-платформу и при этом сохранить весь привычный для пользователей функционал.

В ближайших планах компании — продолжить реализацию тех проектов, которые велись в прежней BI-системе, но были заморожены после ухода вендора с рынка. Это, в частности, разработка новой системы аналитических отчетов для HR-департамента, внедрение управления отклонений с автоматическим отслеживанием выполнения плана или прогноза по определенным направлениям. Также «Генериум» планирует установить платформу «Навигатор» на своих дочерних предприятиях. Это позволит отслеживать динамику ключевых показателей дочерних компаний и оперативно реагировать на отклонения, а также перейти от устаревших методов ведения аналитики (например, в табличках Excel) к современным BI-инструментам, экономящим время сотрудников и позволяющим извлечь ценные инсайты для роста компании из огромного массива данных.