Кейс Ульяновского областного водоканала
О предприятии
Ульяновский областной водоканал — одно из самых крупных коммунальных предприятий региона, которое было создано еще в 70-е годы прошлого века. Однако его активное развитие началось в 2018 году, когда стартовал процесс объединения систем водоснабжения под управлением регионального оператора. На тот момент водоканал обслуживал только четыре района Ульяновской области. Сейчас предприятие обеспечивает питьевой водой население, проживающее в 59 поселениях и 15 муниципальных районах Ульяновской области. Ежедневно водоканал обеспечивает водой более 203 тыс. человек.
Кратно выросли и объемы коммунального хозяйства: так, если шесть лет назад на балансе водоканала было всего 26 насосных станций, то на данный момент их 103, а количество скважин выросло с 29 до 361 единицы. В настоящее время общая протяженность сетей, обслуживаемых предприятием, составляет 2964,3 км, из них 183,5 км — это сети водоотведения.
Предпосылки проекта
Поскольку зона присутствия Ульяновского водоканала ежегодно увеличивалась, пропорционально рос и объем информации, который нужно оперативно обрабатывать. По каждому населенному пункту или участку водопроводной сети необходимо ежедневно вести учет таких показателей, как количество поданной в сеть воды, объемы потерь, коэффициент аварийности, процент оплаты коммунальной услуги, величина дебиторской задолженности и так далее.
В таких условиях у предприятия было только два возможных варианта действий: наращивать штат при каждом увеличении зоны обслуживания, что неизбежно повлекло бы дополнительные расходы на зарплату персонала, или внедрить систему BI-аналитики, которую было бы легко масштабировать по мере присоединения к водоканалу новых участков. В этом случае разовые затраты на установку системы обязательно окупятся в долгосрочной перспективе. Руководители водоканала приняли решение в пользу второго варианта, поставив задачу построить сквозную систему аналитики деятельности предприятия.
На мой взгляд, качественная BI-аналитика важна в любой отрасли, но для сферы ЖКХ она имеет ключевое значение. Не секрет, что наша отрасль хронически недофинансирована, при этом большая часть средств идет на устранение текущих аварийных ситуаций. Для долгосрочных проектов, связанных с капитальными ремонтами и инвестиционным развитием, остается совсем небольшой объем средств. Соответственно, их нужно потратить эффективным образом. К примеру, выбрать для капремонтов наиболее аварийные участки или участки с наибольшими потерями в естественном и в денежном выражении, определить населенные пункты, где больше процент оплат и меньше величина дебиторской задолженности, вовремя обновить технику и так далее. На мой взгляд, в сегодняшних условиях только правильная расстановка приоритетов может позволить предприятию ЖКХ выйти в прибыль».
Лучше всего для целей Ульяновского областного водоканала подошел продукт «Навигатор», платформа BI и визуализации данных Сбера. Это решение водоканалу предложила дочерняя компания банка «СберАналитика», которая разрабатывает собственные аналитические решения на основе больших данных для бизнеса и госсектора. Учитывая многолетний опыт взаимодействия с клиентами, платформа «СберАналитики» стала самым доступным каналом продаж «Навигатора».
Решающими критериями при выборе стало то, что это, во-первых, отечественное ПО, отвечающее всем требованиям безопасности и законодательным нормам. Во-вторых, «Навигатор» предназначен именно для руководителей и топ-менеджмента организаций.
Важным проект стал и для «СберАналитики»: стало понятно, что такая сложная сфера, как водоснабжение и водоотведение, остро нуждается в систематизации данных. Обратная связь, полученная от водоканала, помогла создать решение, необходимое конкретно для этой отрасли.
Реализация проекта: первые шаги и результаты
К внедрению BI-платформы «Навигатор» Ульяновский областной водоканал приступил в прошлом году. Первым делом, по словам Алексея Шмырева, нужно было подготовить базы данных. Этот этап оказался самым сложным: данных на предприятии очень много, но они были разрозненными, их нужно было привести к единому формату. Приходилось собирать данные вручную из разных систем, сводить, дополнять. Это очень трудозатратный процесс, но он необходим, чтобы получить на выходе качественную BI-аналитику.
Далее было необходимо выбрать, какие именно показатели отслеживать в первую очередь. Руководители водоканала решили начать с такой метрики, как начисления на оплату коммунальных услуг. В общей сложности у предприятия около 8 тыс. лицевых счетов, разбросанных по всей территории Ульяновской области. Необходимо постоянно отслеживать, какой объем воды ежемесячно использует конкретный потребитель, как меняется этот объем, оплачивает ли он вовремя услугу или накапливает долги. Если сотрудники водоканала видят, что человек стабильно использовал, к примеру, 10–13 кубометров воды в месяц, но в какой-то момент начал использовать только два, это повод начать разбираться в ситуации, что именно происходит.
Перспективы развития проекта
К настоящему моменту Ульяновский областной водоканал разработал еще несколько дашбордов в «Навигаторе», все они предназначены для топ-менеджмента предприятия. В планах — сформировать интерактивные доски еще по целому ряду метрик: от производственных затрат, формирования тарифов для каждого населенного пункта до оптимизации использования коммунальной техники, приобретения запчастей, учета энергопотерь.