В современном мире информация все чаще становится ключевым ресурсом для развития бизнеса, а умение извлекать ценные сведения из огромного массива данных — залог успешного продвижения на рынке. Поэтому при принятии управленческих решений руководители сейчас предпочитают опираться не только на собственные знания и интуицию, но и на алгоритмы мощных аналитических платформ

Ключевые преимущества BI-аналитики (business intelligence) заключаются в том, что с ее помощью руководитель может вовремя увидеть узкие места и неэффективные процессы в бизнесе, а значит, принять решения для оптимизации операций, снижения затрат и повышения производительности. Также BI-аналитика помогает глубже понимать поведение клиентов, их предпочтения и потребности, что позволяет создавать адресные маркетинговые кампании и улучшать качество обслуживания.

Самые продвинутые системы BI-аналитики не только анализируют прошлые данные, но и используют предсказательные модели для прогнозирования будущих тенденций и результатов. Благодаря этому руководители компаний могут заранее подготовиться к возможным изменениям на рынке и более эффективно планировать развитие бизнеса.

Движение вверх

На российском рынке уже есть BI-решения, ориентированные именно на запросы руководителей и собственников компаний. По этому пути пошли и разработчики платформы «Навигатор», которые создавали ее для топ-менеджмента Сбера.

Михаил Ратинский
Михаил Ратинский
старший управляющий директор — директор департамента учета и отчетности Сбербанка
«Изначально „Навигатор“ создавался для удовлетворения внутренних потребностей руководителей Сбера. Мы разрабатывали специальную информационную систему, которая помогала бы главам подразделений банка в наглядной форме увидеть ключевые показатели бизнеса, проанализировать все значимые факторы и принять на их основе правильные управленческие решения. В 2020 году „Навигатор“ стал полноценной BI-платформой, которой сегодня пользуются тысячи руководителей Сбера»

По его словам, банку удалось ежегодно экономить десятки миллионов рублей, поскольку не пришлось оплачивать лицензии на зарубежные аналоги. Лишь после того как платформа подтвердила свою эффективность внутри Сбера, «Навигатор» летом 2023 года был выведен на внешний рынок в качестве самостоятельного ИТ-решения.

Основным партнером вывода продукта на внешний рынок стала «СберАналитика» — дочерняя компания Сбера, которая в течение шести лет специализируется на разработке аналитических продуктов на основе big data, имеет большую экспертизу в работе с данными и напрямую взаимодействует с целевой аудиторией, знает запросы рынка и получает обратную связь от бизнеса и госсектора.

Импортозамещение в действии

Момент для выхода на рынок был выбран очень удачно. К этому времени многие компании столкнулись с необходимостью замены импортных BI-систем, которые ушли из нашей страны и отказались от поддержки своих решений в России. Одним из импортозаместительных решений стала платформа «Навигатор».

Новое решение практически сразу привлекло внимание как потенциальных клиентов, так и экспертов. Уже в конце 2023 года платформа «Навигатор» впервые вошла в «BI-круг Громова» — исследование, которое анализирует ключевые тенденции на российском рынке бизнес-аналитики и представляет самые актуальные BI-системы. Кроме того, платформа Сбера завоевала несколько престижных международных наград (The Banker, Global Finance, EFMA), а разработчики «Навигатора» запатентовали графический интерфейс системы.

Успешный выход на рынок во многом объясняется четким позиционированием продукта: он в первую очередь полезен собственникам, топ-менеджерам и руководителям подразделений, которые хотят быстро получить аналитику по своей компании в формате интерактивных панелей. Платформа поддерживает более 70 форматов представления данных, при этом дашборды и отчетность можно создавать без навыков программирования.

Михаил Ратинский
Михаил Ратинский
старший управляющий директор — директор департамента учета и отчетности Сбербанка
«Мы стремились сделать нашу платформу удобной в ежедневном использовании и интуитивно понятной. Наша главная задача — обеспечить руководителю максимальный управленческий комфорт, чтобы вся информация, необходимая для принятия решений, всегда была у него под рукой»

Функционал платформы «Навигатор» в настоящий момент закрывает все основные потребности руководителей: на дашборды можно вывести показатели с любым необходимым уровнем детализации, отслеживать ключевые данные, сравнивать показатели между собой, выстраивать рейтинги, готовить интерактивные презентации, проводить опросы и многое другое.

«Также мы предусмотрели в „Навигаторе“ возможность управления по отклонениям, когда система автоматически отслеживает выполнение плана или прогноза по определенным направлениям и присылает руководителю оповещение в случае, если что-то идет не так, — рассказывают в Сбере. — Эта опция довольно редко встречается в обычных BI-решениях, так как это исключительно управленческая задача. Однако добавление подобного функционала в нашу платформу полностью укладывается в логику развития „Навигатора“ как продукта в первую очередь для руководителей и топ-менеджеров».

Еще одна важная характеристика — омниканальность: пользователям доступна как веб-версия, так и возможность работать на устройствах с iOS и Android. В среднем платформа обрабатывает 11 ТБ данных в сутки со скоростью 27 тыс. событий в секунду. Минимальное время от момента проведения транзакции до визуализации результатов на интерактивном дашборде занимает всего несколько секунд.

Больше чем просто BI-платформа

В «СберАналитике» подчеркивают, что особую ценность для клиентов представляет не только непосредственно функционал платформы, но и в целом экспертиза Сбера: «За годы развития „Навигатора“ мы научились не только отображать данные в максимально удобной для руководителя форме, но и выделять именно те показатели, которые особенно критичны для понимания перспектив компании и траектории ее развития. В каком-то смысле благодаря этому ИТ-решению клиенты получают доступ к управленческой экспертизе одного из самых крупных и успешных холдингов в России».

Более того, сейчас «СберАналитика» предлагает и отдельные отраслевые решения в рамках «Навигатора», ведь главный вопрос для руководителя любой компании: какие именно метрики отслеживать, чтобы не утонуть в обилии информации и в то же время полностью владеть ситуацией в компании? Разумеется, для энергетического холдинга и для предприятия АПК наборы таких метрик будут совершенно различными. Чтобы руководители не тратили время на составление наборов дашбордов именно для своей отрасли, «СберАналитика» предлагает версии BI-платформы с учетом отраслевой специфики. На данный момент у компании уже есть готовые варианты визуализации данных для финансовых организаций, отелей, сегмента HoReCa, в ближайшем будущем появятся отраслевые версии для предприятий химической промышленности и деревообработки.

«Навигатор» также дает возможность руководителям включать в аналитические отчеты не только внутреннюю информацию, но и внешние источники. Так, во время Петербургского экономического форума — 2024 было объявлено, что пользователям платформы теперь доступна социально-экономическая статистика регионов и городов сервиса «СберИндексПро». Данные о потребительской и предпринимательской активности, детальных потребительских расходах и доходах населения и другая статистика теперь выводятся в «Навигаторе» в виде интерактивных панелей. Таким образом, руководители могут опираться в том числе на внешние данные, например, при разработке стратегии компании или отдельных направлений бизнеса.

Перспективы искусственного интеллекта

Главный технологический тренд ближайшего будущего — использование искусственного интеллекта в прикладных ИТ-решениях, и BI-платформа «Навигатор» не исключение.

Уже сейчас в систему внедрен АI-ассистент, который помогает пользователям искать нужную информацию по ключевым словам. Например, написав в специальном чате с АI-ассистентом слово «кредиты», можно сразу же перейти к дашбордам, где есть именно такая метрика. По данным Сбера, благодаря умному поиску пользователи уже сегодня могут экономить до 20 минут в день, которые раньше уходили на выбор показателей, самостоятельный поиск и открытие дашбордов.

Сейчас в компании исследуют возможность внедрения в «Навигатор» так называемого генеративного BI — совершенно нового способа взаимодействия людей с данными. В этом случае слияние искусственного интеллекта и бизнес-аналитики делает возможным получение любой информации всего за несколько секунд. Генеративный BI будет способен выполнять множество задач, от создания дашбордов в режиме реального времени без участия пользователя до поиска причин отклонений в данных. Также он возьмет на себя функцию прогнозирования показателей, одну из самых важных и трудных задач в бизнес-аналитике.

Несмотря на то что эти планы звучат несколько футуристично, в Сбере уверяют, что ждать придется недолго: технологии генеративного BI планируют внедрить в платформу «Навигатор» уже в следующем году.